Главная  >  Новости




Банкротство физических лиц

26.05.2014
Автор: 

Крючков Александр Николаевич

заказать 

юридические услуги



Кредитование физических лиц в России довольно популярно. По данным Совета Федерации, общий объем кредитов частным лицам на сегодняшний день составляет более 9 трлн руб. При этом вместе с ростом кредитов увеличивается и количество должников по ним. В частности, в 2013 году объем просроченной задолженности вырос более чем на 40%. Сегодня 34 млн россиян (а это 45% экономически активного населения) имеют просроченные потребительские кредиты. Однако законодательное регулирование процедур взыскания долгов с физических лиц практически отсутствует.
О том, что россиянам пригодился бы закон о банкротстве физических лиц, говорится с 2004 года. Скажем, взял человек кредит, а выплатить его, несмотря на все старания, не может. Чем было бы плохо, если бы он, зная свои обязанности и права, в меру сил гасил бы задолженность легально? В 2008 году назывались уже даже возможные даты принятия такого документа. Но грянул кризис, банки зашатались, и вешать на них еще и законно не выплачиваемые займы власти не решились. Когда кризисные риски и страхи поутихли, опять заговорили, что закон нужен.
               Проект федерального закона № 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее – законопроект) был внесен на рассмотрение в Госдуму еще в июле 2012 года, и с тех пор его рассмотрение не продвинулось дальше первого чтения. 4 апреля 2014 года состоялось заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации, на котором было принято решение рекомендовать Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ продолжать работу над законопроектом, а именно внести в него ряд изменений и приступить к рассмотрению во втором чтении во время весенней сессии 2014 года. В том числе предлагается;
- повысить минимальный порог задолженности для начала процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей и физических лиц до 300 тыс. руб. вместо содержащихся в законопроекте 50 тыс. руб.;
- установить обязательность института финансового управляющего в случае банкротства физического лица (в законопроекте финансовый управляющий утверждается арбитражным судом по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве);
- уточнить порядок обращения взыскания на жилое помещение (предлагается установить, что если жилье явно превышает по своим характеристикам (площади, конструктивным особенностям, рыночной стоимости и т.д.) указанный уровень, то оно подлежит реализации с последующим приобретением для должника иного пригодного для проживания помещения);
Хотя в настоящее время состав имущества, которое не может быть реализовано, определен в действующей статье 446 Гражданско-Процессуального кодекса РФ, вносить в нее корректировки не предполагается.

- установить возможность временного ограничения прав должника, в отношении которого введена реструктуризация долгов, а также должника, признанного банкротом. Речь идет об ограничении таких лиц в выезде за рубеж, в праве занимать выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также должности судей;
- законодательно закрепить обязательную досудебную процедуру урегулирования задолженности гражданина перед кредиторами (в законопроекте она отсутствует);

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко так прокомментировала решение Межрегионального банковского совета при Совете Федерации: "Законопроект должен предлагать цивилизованную процедуру урегулирования финансовых конфликтов, побуждать потенциального заемщика трезво оценивать свои возможности и ответственно подходить к вопросам кредитования. Законодательство о банкротстве должно быть ориентировано на защиту интересов кредиторов и отличаться жесткостью и подробностью процедур. Ведь главная цель банкротства – не уничтожение должника, а его финансовое оздоровление".
  Стоит заметить, что в настоящее время исполнительное производство все равно существует, но этот процесс далек от цивилизованного. В отсутствие закона отношения кредитных организаций с гражданами-должниками выстраиваются вне правового поля. Сначала из банка вежливо звонят и просят граждан погасить кредит, а затем просто передают портфель «плохих» долгов коллекторским агентствам для выбивания долгов.
Законопроект в первую очередь должен учитывать интересы сознательных россиян, которые в силу возникших жизненных обстоятельств оказались не в состоянии платить по долгам. При таких обстоятельствах гражданин обращается в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Законопроект предлагает ввести так называемый мораторий на исполнение обязательств перед каждым кредитором в отдельности, после чего проводится ревизия всех долгов и определяется специальный порядок погашения в интересах всех кредиторов одновременно, но и с учетом интереса должника: отсрочки, рассрочки, мировые соглашения.
Например, если у человека есть жилье, оно единственное, не обременено ипотекой и это доказывается в суде, то оно у него изыматься не будет. Речь идет о вполне цивилизованной процедуре погашения долгов одновременно всем вашим кредиторам при условии, что у граждан останется самое необходимое для жизни.
К сожалению, сейчас гражданин вынужден гасить свои долги до пенсии.

Возврат к списку